Наша страна уже несколько лет входит в число государств с критически высоким среднем возрастом населения, а пандемия отбросила нас на 15 лет в демографическом развитии.
Демография продолжает периодически привлекать общественное внимание. В том числе и потому что жители более развитых стран знают о своей низкой рождаемости и боятся миграционного наплыва. Есть ли какие-то новые черты в мировых «тектонических процессах»? Определенный интерес в этом плане представляет доклад ООН «Прогресс женщин мира в 2019–2020 годах». И не только его выводы по части собственно-женского вопроса, но и околодемографический раздел под названием «Типы домохозяйств: среднее значение в мире и регионах».
Что интересно: практически по всему миру уже преобладает современная семья («пара с детьми»). Именно этот тип домохозяйств составляет 38%. «Расширенная семья» — проживание нескольких поколений под одной крышей — 27%. Кроме того, учитываются бездетные супружеские пары — 13%. И те же 13% приходятся на «домохозяйства, состоящие из одного лица».
Естественно, в разных частях света эти показатели разные. Но даже «в Африке к югу от Сахары» на долю современной семьи приходится 35%, а на долю расширенной — лишь 32%. В Европе и Северной Америке «расширенных» домохозяйств осталось всего 10%, а «пары с детьми» составили только 25%, то есть, меньше, нежели в Черной Африке.
И вот здесь начинается тревожное. Дело в том, что в Европе и Северной Америке целых 24% составляют бездетные пары, а 27% домохозяйств состоит из одного человека. Для сравнения, в той же Черной Африке — соответственно, 5% и 13%. (В России бездетных пар насчитали всего 11%, в Японии — аж 30%). Эти показатели заставляет задуматься, не грозит ли некоторым странам вымирание. За разъяснениями «Росбалт» обратился к специалистам-демографам.
«Что касается большой доли домохозяйств из одного человека, — отметил научный руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров, — то очень часто это домохозяйства из одного пожилого человека: вдовы или вдовца. Дети уже выросли и живут в собственных семьях. Домохозяйств же из одного молодого человека довольно мало».
«В основном одинокие — люди старшего возраста, оставшиеся одни после смерти супруга, — подтвердил заведующий отделом рождаемости и репродуктивного поведения Института демографических исследований РАН Владимир Архангельский. — А в странах, экономически развитых (Северная Америка, Европа и некоторых азиатских, как Корея и Япония), доля пожилых существенно выше, чем в странах с более высокой рождаемостью. Говорить, что это связано с вымиранием, наверное, оснований нет. Хотя само по себе старение населения и связанное с ним большое число одиноких пожилых людей вызывает обеспокоенность».
Схожее положение и с бездетными семьями. «Среди бездетных пар много тех, которые еще не рожали и только будут принимать решение о рождении ребенка. Либо тех, у кого дети выросли и переехали», — пояснил Елизаров.
«У нас в переписи „дети“ — это молодежь в возрасте до 18 лет, — отметил Архангельский. — Поэтому, когда мы зачастую говорим: „Господи! Сколько же у нас бездетных семей!“, то нужно понимать, что в части из них дети еще не родились, а в части — уже достигли совершеннолетия. Данные переписи в ряде регионов показывали, что 40% семей не имеют детей до 18 лет. Но надо смотреть, в каком возрасте родители — у многих из них уже дети старше».
Примечательно, что в докладе ООН к категории «пары с детьми» относятся и родители, имеющие совершеннолетних детей, если они проживают под одной крышей. Между тем мировой экономический кризис оказывает влияние на распространенность такого образа жизни. Так, согласно данным Pew Research Center, более половины американцев от 18 до 29 лет сегодня вынуждены жить с родителями. Это рекордный показатель со времен Великой депрессии. Такая тенденция также характерна для стран Южной Европы — например, Испании и Греции. А в Италии с родителями живут 65% молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет.
«Россия еще продолжает ждать проведения очередной переписи населения, которую в 2020 году отложили из-за пандемии, сейчас надежда на октябрь, — рассказал Валерий Елизаров. — Что же до переписи 2010 года, то в ней доля женщин, не имеющих рождений к 50 годам, очень низка — 6-7%. О какой бездетности мы говорим?».
«Средний возраст регистрации брака и рождения первого ребенка отодвигается, — отметил Владимир Архангельский. — Не столько начало супружеских отношений, сколько именно регистрация и рождение первенца — как показывает статистика, они взаимосвязаны. Это тоже вызывает беспокойство».
Как напомнил демограф, с возрастом ухудшается «репродуктивное здоровье», особенно у тех женщин, кто регулирует рождаемость абортами, и если рождение первенца откладывается уже за 35 лет, как это бывает в наше время, то оно может уже и не состояться. Кроме того, по мнению демографа, молодые супруги, пожив сколько-то лет без детей, начинают бояться будущего ограничения свободы, связанного с воспитанием малыша.
«Прошлый, 2020 год особенно ударил по демографии в России и многих других странах, — рассказал Елизаров. — У нас огромная сверхсмертность, огромная убыль населения, которая нас отбросила лет на 15 в демографическом развитии. В 2021 году мы ничего хорошего пока тоже не видим. Нам бы хоть восстановиться после пандемии и вернуться к показателям смертности хотя бы 2019 года».
Между тем, как следует из прогноза 2020 года ученых Вашингтонского университета, к 2050 году в 151 стране, а к 2100 году уже в 183 из 195 стран мира, рождаемость упадет ниже уровня воспроизводства населения, необходимого для поддержания численности населения на одном уровне. Ожидается, что численность населения к 2100 году сократится как минимум наполовину в 23 странах мира, а еще в 34 уменьшится от 25 до 50%. К числу последних относится и Китай. В 2021 году Государственное управление статистики этой страны сообщило, что в 2020 году в Китае родилось 12 млн детей — в полтора раза меньше, чем в 2016 году. В целом это укладывается в логику прогноза американских специалистов, согласно которому к 2100 году Поднебесная будет лишь третьей по численности населения страной в мире — после Индии и Нигерии.
Тревожной выглядит ситуация и в России, которая уже входит в примерно два десятка стран, которые находятся в «зоне депопуляции», где смертность превышает рождаемость. И этим проблемы не ограничиваются. Эксперты Moody’s отнесли нашу страну к группе государств со «стремительно стареющим населением» (туда также вошли с Китай, Таиланд, Турция и Бразилия). По данным Росстата, средний возраст россиянина — 40,2 года, за десять лет мы «постарели» на год с лишним. Доля людей старше 65 лет составляет 15,5%, и это вызывает особую тревогу: по оценкам Всемирной организации здравоохранения, если людей в возрасте «65+» больше 7%, то население страны считается старым.
Старение населения является одним из фактором, который негативно влияет на отечественную экономику. «Мы видим, что примерно с 2013–2015 годов в российской экономике началось довольно резкое снижение численности трудоспособного населения, которое продлится до второй половины 2020-х годов. Это то, что было предопределено, с этим ничего уже невозможно было сделать в последние 20 лет, и это, конечно, стало одним из серьезных факторов сдерживания темпов экономического роста», — подчеркнул помощник президента Максим Орешкин, выступая на форуме «Новое знание».
При этом попытки справиться с нехваткой рабочей силы с помощью привлечения мигрантов, которые зачастую деклариру.тся в нашей стране как единственно работающие, в скором времени могут оказаться неэффективными. Пример тому — ситуация в европейских странах (Германии, Италии, Испании), где население стареет такими темпами, что миграция уже не помогает снизить средний возраст. И в недалеком будущем, как прогнозирует Moody’s, Европа рискует самым старым регионом в мире.
В общем, поводов для самоуспокоения практически не остается. «И выход из этой ситуации только один — повышать рождаемость. Нам нужно за 30-40 лет добиться того, чтобы в каждой русской семье было три-четыре ребенка», — считает председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов.