Вечером, 16 марта, по интернету прошла новость: «Сухой Суперджет-100» Аэрофлота готовится к вынужденной посадке в Шереметьево. Кружит в зоне ожидания, вырабатывает топливо. Самолет должен был лететь в Астрахань, но после взлета командир ВС решил прервать полет: не закрылась створка ниши переднего шасси. После выработки топлива самолет благополучно приземлился. Агентства со ссылкой на пресс-центр ОАК сообщили (на сайте ОАК пресс-релиза не было): «На самолете произошла поломка тяги привода задней правой створки ниши передней опоры шасси. На безопасность пассажиров эта поломка не влияет, что подтверждено анализом отказобезпасности SSJ100. В течение недели на всем парке самолетов будет проведена доработка по устранению данного дефекта».
25 декабря из-за такого же дефекта был отменен рейс SSJ100 на Москву. Тогда пресс-центр компании «Гражданские самолеты Сухого» сообщил: «Произошла поломка тяги задней левой створки передней опоры шасси. Поломка не носит серьезного характера и не связана с безопасностью полетов». Из-за чего произошло повреждение – не сообщалось, но указывалось, что поломка не носит системного характера, и дело не в конструкции всего типа, а в конкретном изделии.
Два отказа на одну и ту же тему, однако. Это уже система. Связана или не связана эта поломка с безопасностью полетов? Поверим анализу разработчика, что нет. На Ту-154 такое бывало. Например, забыли снять с колес стояночные башмаки. Створки шасси не закрылись. Но летчики полетели в Питер и благополучно приземлились. Хотя топлива затратили несколько больше.
Летчики SSJ 100 не полетели. Наверное, таковы инструкции. Если полет отменяется, это значит, есть угроза безопасности.
Похоже, что и летчики не доверяют новому самолету. Об этом свидетельствует запись переговоров экипажа SSJ рейса SU832 из Самары в Москву выложенная в интернете (воздушные мытарства Sukhoi Superjet рейс AFL832 из Самары (запись): http://www.radioscanner.ru/files/aviarecords/file14035/. Летчики никак не решались сесть в Шереметьево. То их не устраивал коэффициент сцепления с полосой 0,32 – 0,35, то порывы ветра. Самолет летал в районе Шереметьево по броуновской траектории пока топлива осталось на 25 минут полета. Тогда самолет полетел на посадку в Домодедово. Оттуда сообщили, что у них коэффициент сцепления с полосой 0,37. Пока SSJ кружил около Шереметьева другие самолеты садились. Если они повели бы себя как SSJ, лучше не додумывать, чтобы бы было.
В течение недели производитель будет устранять дефект на всем парке SSJ. Их в Аэрофлоте 6. Значит, их снимут на какое-то время из расписания.
«Обновленный парк Аэрофлота также включает российские самолеты нового поколения, в том числе семейство Sukhoi Superjet 100, являющееся гордостью современной отечественной авиационной промышленности. Эти самолеты были разработаны с целью соответствовать высочайшим международным стандартам безопасности, они инкорпорируют американские, французские и итальянские технологии. Важно отметить, что эти модели имеют очень мало общего с советскими самолетами предыдущих поколений, это ультрасовременные авиалайнеры, которыми Россия может по праву гордиться». Это отрывок из статьи генерального директора Аэрофлота Виталия Савельева, опубликованной в марте этого года в журнале Aviation Week & Space Technology. Прямо, ода Суперджету. Оно и понятно. Лоббистом самолета является сам Владимир Владимирович Путин. Правда, его друг Сильвио Берлускони, еще будучи итальянским премьером, никак не мог заставить авиакомпанию Алиталия купить «суперджеты». А Путин во Владивостоке перед своей «Единой России» уже объявил, что итальянская покупка – дело решенное. Но мимо денег, дураков за кордоном нет.
А как реально обстоят дела с SSJ в Аэрофлоте. 12 марта на коллегии Росавиации заместитель главного инженера департамента авиационно-технического обеспечения Аэрофлота Константин Мохна доложил, что «средний налет SSJ 100 за 8,5 месяца составил всего 3,9 ч в сутки при стандартном показателе для региональной техники в 8-9 часов. Низкие показатели налета SSJ 100 связаны с простоями самолетов из-за неисправностей и проблем с техническим обслуживанием. Исправность SSJ 100 на 17–45% ниже, чем в среднем по парку Аэрофлота».
Кому же верить? Виталию Савельеву или его подчиненному? Любопытно, что прямых убытков от простоя самолетов Аэрофлот не несет. Их оплачивает производитель самолетов — ГСС. Всего авиакомпания законтрактовала 30 самолетов и получила скидку в 38%. Еще в прошлом году стало известно, что каждый самолет ей обходится в $19 млн вместо $31 млн каталожной цены. Помимо этого ГСС предоставила авиакомпании бесплатное инжиниринговое обслуживание, техническую поддержку, обучила пилотов -инструкторов и обеспечила тренажер для их подготовки. Все это вместе тянет почти на 100 млн долларов. Кто же кому платит? ГСС – Аэрофлоту, или Аэрофлот – ГСС? Самолет должен приносить прибыль, а не убытки.
ГСС расплачивается не своими, а государственными деньгами. в 2001-м, планировалось, что на запуск самолета в серию будет потрачено 753 млн долларов. Реально, по различным оценкам, напрямую из бюджета России на производство самолета уже потрачено около 3 млрд долларов.
Примерно столько фактически государственных средств вложено в производство Sukhoi SuperJet 100 через контракты поставок. (Кредитор – государство).
Вес пустого Суперджета не офишируется, но по косвенным данным – около 27,5 т. Получается, что один килограмм Суперджета обходится в 220 тыс. долларов. Это дороже кг платины, более чем в 4 раза.
Поистине, платиновый наш Суперджет! Это бесценный памятник Михаилу Погосяну и его покровителю Владимиру Владимировичу Путину, за счет налогоплательщика, разумеется.