Продолжающееся расследование обстоятельств гибели людей на атомной подводной лодке “Нерпа” рассматривает версию, что несанкционированное срабатывание системы пожаротушения могло стать следствием ошибки в проекте, сообщает агентство “Интерфакс”. Об этом заявил исполняющий обязанности генерального директора Амурского судостроительного завода (АСЗ) Геннадий Васильев.
“Комиссия работает. Есть предположения, что ошибки были в проекте проектанта. Основные выводы будут сделаны в пятницу,14 ноября”, – сказал он журналистам перед церемонией прощания с 12 работниками Амурского судостроительного завода и предприятия “Эра”, погибшими на борту АПЛ “Нерпа” в Японском море.
По его словам, проектированием систем АПЛ, в том числе и системы пожаротушения занимались предприятия-контрагенты. А в задача работников Амурского судостроительного завода заключалась в наладке и подготовке к эксплуатации системы, подчеркнул он. При этом Васильев ен стал уточнять , какое именно предприятие проектировало систему пожаротушения. По информации издания “Газета.Ru”, созданием системы занималось московское предприятие – “Моринформсистема “Агат”. Но ее представители от комментариев пока отказываются.
Тем временем в следственном комитете при прокуратуре РФ (СКП РФ) уже выяснили, что сработавшая система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая защита) была полностью исправна. Данные следователей подтвердили версии военных экспертов о том, что вероятность технической неисправности в системе ЛОХ крайне мала. “Все, что можно испытать, испытывается еще на заводе”, утверждают эксперты, а “после этого на пирсе, потом возле пирса, над водой, а после этого уже пробуются ходовые качества и живучесть под водой”. Поэтому, по их словам, наиболее вероятная причина трагедии – человеческий фактор.
Напомним, что анонимный флотский эксперт ранее отмечал, что лодка вышла в море в традиционный праздник 7 ноября, при этом корабль оказался переполнен людьми: при штатном экипаже в 73 человека внутри оказались 81 моряк и 140 гражданских специалистов, включая представителей субподрядчиков – поставщиков различных систем. Поэтому, как выразился эксперт, “не исключена операторская ошибка в условиях бардака”.
Поскольку возгорания на борту не было, не исключено что фреон начал поступать в отсеки – кают-компанию и каюты экипажа, из-за того что кто-то из них закурил.
Возможна и ошибка производственников. При модернизации проекта во время долгого строительства могли быть не отражены в документации изменения в трубопроводах, электросхемах, пультах управления. Бывают и просто ошибки монтажа, которые как раз на испытаниях и выявляются.
Тем временем газета “Коммерсантъ”, пишет, что причиной аварии на атомной подводной лодке “Нерпа” мог стать сбой в едином компьютерном комплексе управления кораблем. Эту версию выдвинул специалист по холодильным установкам и системе кондиционирования воздуха Виктор Рифк, находившийся в момент аварии на подлодке.
По его словам, из-за компьютерного сбоя противопожарная система сработала неправильно, и в один отсек пошел объем фреона, предназначенный для двух отсеков, в то время как запасы газа из третьего вообще не были пущены. В результате этого в жилой отсек попало 120 килограммов фреона, что значительно превышало уровень предельно допустимой концентрации.